Между притчей и анекдотом: на заседании СНО «Мир Чехова» подбирали ключи к чеховской «Душечке»
Очередное заседание участники СНО «Мир Чехова» посвятили рассказу «Душечка».
Небольшой текст, написанный Чеховым в декабре 1898 года, не раз становился предметом жарких споров и полярных интерпретаций. Толстой считал героиню рассказа одной из «лучших женщин» в русской литературе («не смешна, а свята» Душечка). Игнорируя ироничный тон рассказа, Толстой сосредоточился на христианском потенциале героини: чистая душа, полная бесконечной любви и самопожертвования. В ином контексте вспоминал о чеховской героине Ленин: расправляясь с политическим оппонентом, он называет его «социал-демократической душечкой», намекая тем самым на непостоянство и сомнительный моральный облик чеховской героини.
Медленное чтение рассказа позволило участникам СНО проследить за логикой теоретика литературы Валерия Игоревича Тюпы, который называет этот рассказ «серьезно-смеховым» произведением, чем-то средним между притчей и анекдотом. В «Душечке» голос героини представлен сентиментально-патетически, а тон самого рассказа – иронический. Стратегия героини предстает восторженной и мелодраматичной, а авторская стратегия заключается в снижении этой восторженности. Столкновение этих стратегий рождает сложное, шаткое ощущение от текста, позволяющее реализоваться полярным интерпретациям.
О том, как сделана «Душечка», по мнению американского писателя, букеровского лауреата Джорджа Сондерса, рассказала студентка 1 курса направления «Отечественная филология» Ксения Манушкина. В своей книге «Купание в пруду под дождем» Сондерс препарирует 7 рассказов русских авторов, и «Душечка» появляется в их ряду как пример «идеального рассказа-алгоритма». Сондерс показывает, насколько точно в рассказе работает алгоритм (жесткая трехчастная архитектура текста) и насколько сложно и тонко устроена писателем вариативность этой алгоритмичности.
Следующее заседание СНО будет посвящено разбору рассказа «Дама с собачкой».
Текст: Казарян Арина, Кузьменко Вероника. Фото: Лазебная Олеся.