e-mail: luga17@rambler.ru

Консультации

Консультация: вторник, 14:00-15:30

Добор и пересдача: 12.03, 15.04, 23.04, 14.05, 14:00-15:30

Котелевская
Вера Владимировна

кандидат филологических наук, доцент

преподаваемые дисциплины
  • История зарубежной литературы (20 век; нач. 21 века)
  • Нарративная поэтика (спецкурс)
  • Нарративный текст: стратегии и технологии анализа
  • Риторика массмедийного текста
  • Жанр романа о художнике в западном литературном дискурсе модернизма и постмодернизма
  • Коммуникативные стратегии в арт-критике
  • Современный немецкий роман
  • Актуальные проблемы исследования зарубежной литературы
  • Система жанров зарубежной литературы
области исследования
  • Нарративная поэтика
  • Немецкоязычный роман ХХ-XXI вв.
  • Типология жанра романа о художнике
  • Интермедиальные исследования (визуальный, литературный, аудиальный дискурсы)
  • Арт-журналистика
основные публикации

Диссертация

Котелевская В.В. Повествовательная структура романов А. Дёблина: дис. … канд. филол. наук. 10.01.03. Ростов-на-Дону, 2002. 220 с.

Монографии

Джумайло О.А., Котелевская В.В., Приходько В.С., Черненко И.А. Эстетизация личного опыта в европейском романе XVIII–XX вв. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. 208 с. (глава: Трактовка субъекта и искусства в романной поэтике К.Ф. Морица и Т. Бернхарда: исток и закат модерна. С. 57–109).

Котелевская В.В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного университета, 2018. 352 с.

Переводы

Рильке Р.М. Ворпсведе. Т. 1. Дневник / пер. с нем. В. Котелевской, Е. Зайцева. М.: libra, 2018. 121 с.

Адорно Т. Критика культуры и общество (Kulturkritik und Gesellschaft) / пер. с нем. В. Котелевской // http://artguide.com/posts/1519

Аванесян А. Метафизика сегодня / пер. с нем. В. Котелевской. М.: V–A–C Press, 2019. 108 с.

Бернхард Т. В моей столице / пер. с нем. В. Котелевской // Двоеточие. 2020. № 34. URL: https://dvoetochie.wordpress.com/2020/05/30/bernhard/?fbclid=IwAR0iDXL7k4HgvhSeCZfP_TZiSqF8geBhw7T78rYx9FerMxAh7ItKm0AA37o

Бернхард Т. «Черных цветов весна»: из лирики Томаса Бернхарда/ пер. с нем. В. Котелевской // Артикуляция. 2020. № 9. URL: http://articulationproject.net/5242

Статьи и рецензии в изданиях, входящих в список ВАК

Котелевская В.В. «Редуцированный» персонаж Эльфриды Елинек в «обществе спектакля» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 2. С. 30–40.

Котелевская В.В. Человечность в поэтике Э. Елинек: между натурой и симулякром // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011. № 2. С. 25–31.

Котелевская В.В. Фотография как средство художественного моделирования времени в романе Г. Грасса «Фотокамера» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2012. № 4 (170). С. 84–91.

Котелевская В.В. Этос праздности в романе модернизма и постмодернизма // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 1. С. 46–57.

Котелевская В.В. О двух трактовках творческого субъекта в немецком романе о художнике // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013. № 1. С. 36–41.

Котелевская В.В. Созидание «Я» и «Других» в прозе Т. Бернхарда (на материале романов «Причина: Намек», «Пропащий» и «Лесоповал: Смятение») // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013. № 3. С. 46–54.

Котелевская В.В. Реконструкция вненаходимого прошлого (Рец. на. кн.: Georgopoulou E. Abwesende Anwesenheit. Erinnerung und Medialität in Marcel Beyers Romantrilogie Flughunde, Spione und Kaltenburg. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012. 184 S.) // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2013. № 3. С. 184–186.

Котелевская В.В. Переписывая себя: автопортрет как жанр и как инструмент арт-терапии (Рец. на. кн.: Riehle S.I. Die Thematisierung des Ich. Das Selbstbildnis als Gegenstand der Selbstbeobachtung in der bildenden Kunst des 20. Jahrhunderts und in der Kunsttherapie. Wien: Praesens Verlag, 2012. 334 S.) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 3. С. 212–213.

Котелевская В.В. Рождение «Стужи»: Публикация черновиков романа Томаса Бернхарда (Рец. на. кн.: Bernhard Th. Argumente eines Winterspaziergängers. Und ein Fragment zu «Frost»: Leichtlebig. Mit dem Faksimile des Leichtlebig-Typoskripts. Hg. von Raimund Fellinger und Martin Huber. Berlin: Suhrkamp, 2013. 149 S.) // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2014. № 4. С. 230–232.

Котелевская В.В. «Господин Тест» Поля Валери в поэтике Томаса Бернхарда: вглубь одной цитаты // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 4. С. 57–67.

Котелевская В.В. «Взорванная идиллия» швейцарского мифа (Рец. на кн.: Матт П. фон. Литературная память Швейцарии: Прошлое и настоящее / Пер. с нем. Т.А. Баскаковой. М.: Центр книги «Рудомино», 2013. 464 с.) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 1. С. 185–186.

Котелевская В.В. Мозаичный Крахт // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 2. С. 262–264.

Котелевская В.В. Модернистская школа зрения Рильке (от дневника к роману-дневнику) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 4. С. 35–40.

Котелевская В.В. К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р.М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. № 3. С. 96–108.

Котелевская В.В. Русский анархический текст в романе Томаса Бернхарда «Известковый завод»: стратегии рецепции // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. № 1. С. 98–109.

Статьи и рецензии в изданиях, входящих в базы данных WoS и SCOPUS

Котелевская В.В. Портрет комариного князя (Рецензия на кн.: Андрей Нитченко. Переводы на человеческий. Таганрог, «Нюанс», 2011, 32 стр. «32 полосы») // Новый мир. 2012. № 3. С. 196–200.

Котелевская В.В. Нескончаемый модерн (Рецензия на кн.: Житенев А.А. Поэзия неомодернизма. СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», 2012. 480 с.) // Новый мир. 2013. № 12. С. 174–177.

Котелевская В.В. Путешествие со «слепым пассажиром» (Рецензия на кн.: Х.Х. Янн. Река без берегов. Роман. Часть 1. Деревянный корабль / Пер. с нем., сост., коммент. и послесл. Т. Баскаковой. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2013. 512 с.) // Новый мир. 2014. № 3. С. 190–194.

Котелевская В.В. Книжная полка Веры Котелевской // Новый мир. 2014. № 9. С. 202–210.

Котелевская В.В. Дом Витгенштейна – Бернхарда: хождение туда и обратно // Логос. 2017. № 6 (121). С. 257–287.

Котелевская В.В. Взрослый и его Другой: концептуализация детства в австрийской модернистской прозе (на примере Р.М. Рильке) // Studia litterarum. 2017. № 4. С. 134–145.

Котелевская В.В. Return of a Subject in the German Metafiction of 1960–1990 // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 11. № 7. С. 1083–1092.

Котелевская В.В. Больше чем Вальзер: коллизии модернистского метанарратива в прозе Михаила Шишкина // Новое литературное обозрение. 2020. № 3 (163). С. 234–247.

Статьи и рецензии на немецком языке

Kotelewskaja W.W. Die Selbstreflexion des Subjekts im deutschsprachigen Künstlerroman der literarischen Moderne // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5–6. – S. 184–187.

Kotelevskaya V. Die Revision des Subjekts in der deutschsprachigen Literatur nach 1968: Fall Österreich // Belobratow Alexander W. (Hg.). Österreichische Literatur: Gefühle, Gedanken, Gestaltungen. Bd. 12 (2015/2016). Австрийская литература: чувства, мысли, формы. St. Petersburg: Verlag „PETERBURG. XXI VEK“, 2017. S. 134–145.

Kotelewskaja V. „Memoiren eines Revolutionärs“ von Pjotr Kropotkin als Intertext in der Erzählprosa Thomas Bernhards: Apologie, Appropriation, Dekonstruktion // Русская германистика. Ежегодни Российского союзагерманистов. Т. 15: Революция и эволюция в немецкоязычных литературах. М.: Издательский Дом ЯСК: РГГУ, 2018. С. 204–209.

Kotelevskaya V. Bernhard Handbuch. Leben, Werk und Wirkung / Hrsg. von M. Huber, M. Mittermayer, unter Mitarbeit von B. Judex. Stuttgart: J.B. Metzler, 2018. – 555 S.: Rezension // Belobratow Alexander W. (Hg.). Österreichische Literatur: Kommunikation, Rezeption, Translation. Bd. 13 (2017/2018). Австрийская литература: коммуникация, рецепция, перевод. St. Petersburg: Verlag „PETERBURG. XXI VEK“, 2019. S. 187–191.

Kotelevskaya V. Intermediale Utopie des ‚literarischen Musizierens‘ in Bernhards Poetik: Bachs Fuge als ein (de)konstruktives Prinzip // Belobratow Alexander W. (Hg.). Österreichische Literatur: Kommunikation, Rezeption, Translation. Bd. 13 (2017/2018). Австрийская литература: коммуникация, рецепция, перевод. St. Petersburg: Verlag „PETERBURG. XXI VEK“, 2019. S. 109–117.

Статьи, рецензии, библиографические обзоры в других научных изданиях

Котелевская В.В. Трансформация нарративных форм в литературе ХХ в.: философско-поэтологические основы // Литература в диалоге культур – 2. Материалы междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 2004. С. 42–45.

Котелевская В.В. Нарративная поэтика Э. Елинек в условиях «смерти субъекта» // Литература в диалоге культур – 7. Материалы междунар. конф. Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2009.

Котелевская В.В. Тема искусства и художника в гротескном исполнении (на материале творчества Г. Грасса и Э. Елинек) // Литература в диалоге культур – 8. Материалы междунар. науч. конф. Ростов на-Дону, 2010.

Котелевская В.В. Технические и визуальные медиа как средства новой онтологии персонажа (на материале немецкоязычной литературы ХХ – нач. XXI вв.) // Литература в диалоге культур – 9. Материалы междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону: Foundation, 2011.

Котелевская В.В. Монтаж чужих голосов в повествовательном дискурсе Э. Елинек // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы XL Международной филологической конференции в СПбГУ: 14–19 марта 2011 г. / Ред. А.В. Белобратов. СПб.: Петербург. XXI век, 2011. С. 98–106.

Котелевская В.В. Истории двух пианисток: рассказанная и показанная (Э. Елинек / М. Ханеке) // Западная литература и современные арт-медиа – 1: Материалы научно-образовательного проекта. Ростов-на-Дону: Foundation, 2011. С. 8–19.

Котелевская В.В. Роман Г. Грасса «Фотокамера» в контексте постдокументализма 2000-х // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы XLI Международной филологической конференции в СПбГУ: 19–24 марта 2012 г. / Ред. А.В. Белобратов. СПб.: Петербург. XXI век, 2012. С. 82–92.

Котелевская В.В. Немецкий роман о художнике в философской рецепции: к концепции генезиса жанра Г. Маркузе // Литература в диалоге культур – 10. Материалы междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, декабрь 2012. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. С. 79–86.

Котелевская В.В. Аудиальный дискурс в немецком романе модернизма и постмодернизма: опыт типологии // Ежегодник Российского Союза германистов. Вып. 10. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 99–106.

Котелевская В.В. «Пропащий» Т. Бернхарда как экзистенциальная версия романа о музыканте // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы XLII Международной филологической конференции в СПбГУ: 11–16 марта 2013 г. / Ред. А.В. Белобратов. СПб.: Петербург. XXI век, 2013. С. 76–87.

Котелевская В.В. «Негативная диалектика» искусства в романах Т. Бернхарда // XLII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г. Избранные труды / Отв. ред. С.И Богданов, Ю.В. Меньшикова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. С. 188–197.

Котелевская В.В. Архитектурный образ как пространство индивидуалистической утопии в прозе Т. Бернхарда // Литература в диалоге культур – 1: Межвузовский научный сборник. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. С. 117–127.

Котелевская В.В. Образы «Я» и Другого в прозе Томаса Бернхарда: позднемодернистский ракурс // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы XLIII Международной филологической конференции в СПбГУ. 11–16 марта 2014 / Ред. А.В. Белобратов. СПб.: Петербург XXI, 2014. С. 68-83.

Котелевская В. Культурная и литературная жизнь Германии начала сентября // Лиterraтура. – 2014. № XVIII.URL: http://literratura.org/ev/474-kulturnaya-i-literaturno-izdatelskaya-zhizn-germanii.html.

Котелевская В. Культурная и литературная жизнь Германии конца сентября // Лиterraтура. – 2014. № XX. URL: http://literratura.org/ev/519-kulturnaya-i-literaturno-izdatelskaya-zhizn-germanii-konca-sentyabrya.html.

Котелевская В.В. Война как опыт катастрофического и его «логико-философское» преодоление: дневники Л. Витгенштейна 1914–1916 гг. // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 12. М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 101–108.

Котелевская В.В. Саморефлексирующий субъект романного дискурса модернизма (на материале немецкоязычной литературы) // Эволюция и трансформация дискурсов: языковые и социокультурные аспекты. II научная конференция с международным участием, посвященная 95-летию Самарского государственного университета. 22–23 апреля 2015, Самарский госуниверситет. Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2015. С. 304–311.

Котелевская В.В. «Я-сам» и «Другой»: структура (пост)модернистского персонажа в контексте постструктуралистской философии субъекта // Литература в диалоге культур: Межвузовский научный сборник. Ростов-на-Дону: Издательство ООО «Фонд науки и образования», 2015. С. 163–172.

Котелевская В.В. Философия чтения и письма в автобиографических текстах Т. Бернхарда // Проблемы модерна и постмодерна. Материалы XLIV Международной филологической конференции в СПбГУ: 10–15 марта 2015 г. СПб.: Петербург XXI век, 2015. С. 82–91.

Котелевская В.В. «Внутренний человек» модернизма: Языки визуализации у Томаса Бернхарда и Френсиса Бэкона // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. № 1. С. 15–43.

Котелевская В.В. Критика институциональных дискурсов в художественной прозе Томаса Бернхарда: к контекстуальной семантике слова-маркера «sogenannt» // Литература и идеология: век двадцатый / Ред. О.Ю. Панова, В.М. Толмачёв. М.: МАКС Пресс, 2016. Выпуск 3. С. 322–328.

Котелевская В.В. Медицинский дискурс и его дискредитация в повести Томаса Бернхарда «Племянник Витгенштейна» // Эволюция и трансформация дискурсов: сб. науч. ст. / Отв. ред. С.И. Дубинин, В.Д. Шевченко. – Самара: Издательство «Самарский государственный университет», 2016. Вып. 1. С. 368–374.

Котелевская В.В. Слова и вещи: австрийский сценический казус // [Транслит]: Драматургия письма. 2016. № 18. С. 154–160.

Котелевская В.В. «Я» как «Другой»: к вопросу о парных персонажах в прозе Т. Бернхарда // Литература в диалоге культур: Межвузовский научный сборник. Вып. 3. Ростов на-Дону: Издательство ООО «Фонд науки и образования», 2016. С. 107-114.

Котелевская В.В. Письмо и двойничество в поэтике Жан-Поля и Томаса Бернхарда // XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох: сб. ст. / под ред Н.Т. Пахсарьян. – СПб.: Алетейя, 2016. С. 699–705.

Котелевская В.В. Изобретение языка: деконструкция и реконструкция красноречия в поэтике Бернхарда и Беккета // Русская германистика: Ежегодник Российского Союза германистов. Т. 13. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. С. 114–121.

Котелевская В.В. Новые книги о риторике // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. № 2. С. 178–196.

Котелевская В.В. Риторический проект второй половины ХХ – начала XXI вв. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. № 2. С. 26–40.

Котелевская В.В. Риторика как междисциплинарный метаязык в современном гуманитарном знании // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.) / Южный федеральный университет; [отв. ред. Е.Ю. Баженова]. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 283–290.

Котелевская В.В. Изобретение другого себя: поэтика парных персонажей у Томаса Бернхарда и Жан-Поля // Уральский филологический вестник. Серия: Germanistische Studien: Актуальные проблемы германистики. 2016. Вып. 1. С. 27–38.

Котелевская В.В. Блудный сын модернизма // Иностранная литература. 2016. № 6. С. 232–245.

Котелевская В.В. Письмо vs супружество в прозе Жан-Поля: о некоторых интертекстуальных параллелях с Томасом Бернхардом // Проблемы модерна и постмодерна. Вып. VI. Материалы XLV Международной филологической конференции в СПбГУ: 14–19 марта 2016 г. СПб.: Петербург. XXI век, 2016. С. 45–57.

Котелевская В.В. Ворпсведе: репетиция пейзажа // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. № 3. С. 68–82.

Котелевская, Вера. 2017. Рецензия: “Adelheid Heftberger: Kollision der Kader. Dziga Vertovs Filme, die Visualisierung ihrer Strukturen und die Digital Humanities.” Mise en geste. Studies of Gesture in Cinema and Art (ред. Ана Хедберг Оленина и Ирина Шульцки). Специальный выпуск Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe 5. DOI: http://dx.doi.org/10.17892/app.2017.0005.75Adelheid Heftberger: Kollision der Kader. Dziga Vertovs Filme, die Visualisierung ihrer Strukturen und die Digital Humanities. München: Edition text + kritik, 2016, 517 S., ISBN 978-3-86916-463-2.

Котелевская, Вера. 2019. Рецензия: “Susanne Strätling: Die Hand am Werk: Poetik der Poiesis in der russischen Avantgarde.” Мизанжест. Исследования жеста в искусстве и кино (ред. Ана Хедберг Оленина и Ирина Шульцки). Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe 5 (2017). DOI: http://dx.doi.org/10.17892/app.2016.0005.157.

Kotelevskaya V. Jean Paul’s “Siebenkäs” as an explicit and implicit intertext in Thomas Bernhard’s fiction. Proceedings of the 45th International Philological Conference (IPC 2016). DOI: 10.2991/ipc-16.2017.16.

Котелевская В.В. Новый Одиссей Хайнера Мюллера: неомифологическая трактовка Октябрьской революции в пьесе «Цемент» // Литература и революция. Век двадцатый. Научная серия «Литература. Век двадцатый». М.: ЛИТФАКТ, 2018. С. 279–287.

Котелевская В.В. Дама живет в пучке волос, бледные господа пьют мокко // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 163–177. DOI 10.23683/2415-8852-2018-2-163-177

Котелевская В.В. Томас Манн и «конец романа»: к вопросу об эстетической целостности в модернизме // Литература в диалоге культур: Межвузовский научный сборник. Ростов-на-Дону: Издательство ООО «Фонд науки и образования», 2018. С. 99–105.

Котелевская В.В. «Гневные псалмы»: некоторые аспекты интерпретации лирики Томаса Бернхарда // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 161–171. DOI 10.23683/2415-8852-2018-3-161-171

Котелевская В.В. Модернистский казус «художника без произведения» в творческой биографии Т. Бернхарда (на материале переписки с издательством “Suhrkamp”) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 3. С. 42–53. DOI 10.23683/2415-8852-2018-4-42-53

Котелевская В.В. Повествование как искусство фуги: музыкально-литературный трансфер в прозе Томаса Бернхарда // Русская германистика. Тексты докладов XVI конференции Российского союза германистов: Ежегодник Российского союза германистов. М.: Издательство РГГУ, 2019. С. 133–145.

Котелевская В.В. Ретроспекция и архетипический сюжет телемахиды в поэтике Томаса Бернхарда // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 4. С. 43–68. DOI 10.18522/2415-8852-2019-4-43-68

Котелевская В.В. Книги о постдраматическом театре // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 158–171. DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-158-171

конференции / гранты / программы повышения квалификации
  • 27-29 ноября 2014 - повышение квалификации для литературоведов-доцентов в DAAD (Deutscher Akademischer AustauschDienst, Немецкая служба академических обменов) на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта (г. Калининград);
  • 24-28 февраля 2015 - обучающий семинар "Викторианская литература Англии: новые вызовы отечественному канону" (ЮФУ, Ростов-на-Дону);
  • 1-13 июня 2015 - языковая стажировка в Гёте-Институте (г. Гамбург, Германия).
  • С 1.07.2014 по настоящее время участвовала в 3-х научных конференциях (Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта, г. Калининград; Санкт-Пебербургский госуниверситет; Самарский госуниверситет).
  • Sprachkurse: Deutsch. Goethe Institut (Гамбург, Германия). 45 академических часов (2015).

программы / проекты
  • Интермедиальные исследования (выставочная, образовательная и издательская деятельность).
  • Проект научно-образовательного сотрудничества с Центром международных образовательных ресурсов ДГПБ: «Читаем немецкую литературу: стратегии перевода и интерпретации».